Учиться по-старому дети больше не могут. Они должны уметь самостоятельно добывать знания

Печать
PDF

120520111С 1 сентября все первоклассники будут обучаться по новому образовательному стандарту. Именно с этого дня вступит в действие федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) нового поколения и станет обязательным для учащихся 1-х классов.

 

С 1 сентября 2015 года — для 5-х классов, а на ступени среднего полного (общего) образования (10-й класс) новый стандарт будет обязательным только с 1 сентября 2020 года.

 

Проект ФГОС был встречен общественностью неоднозначно и вызвал бурные дискуссии, особенно в части изменений учебной программы в старшем звене. Дело в том, что стандарт нового поколения кардинально меняет подход к обучению в старшей школе. Главное, что теперь есть возможность выбирать. Одни предметы ученик 10 и 11 классов будет изучать на минимальном уровне (интегрированный курс), а другие — более серьезно и основательно (базовый или профильный уровень). Уровень влияет на количество часов, отводимых на изучение предмета. Многие из участников споров выразили опасение, что новые ФГОС оставят за бортом предметы, до сих пор входившие в обязательную школьную программу.

Некоторые печатные издания предоставили свои информационные площадки «несогласным», чтобы дать возможность высказать свое мнение по поводу реформы образования. Нынешний закон «Об образовании» действует с 1992 года. Поэтому такая дискуссия — подтверждение актуальности реформы образования.

Педагогическое сообщество Невинномысска также подключилось к освоению стандартов нового поколения, оценив все его «плюсы» и «минусы». Не остались в стороне и наши читатели. Многочисленные вопросы, адресованные, в первую очередь, руководителям сферы образования города, касались вопроса готовности учреждений образования и педколлективов к такой реформе, роли родителей, эффективности и продуктивности разработки механизмов перехода к новым стандартам. Понимая, что круг вопросов достаточно объемный и требует компетентных комментариев, главный редактор газеты «Невинномысский рабочий» Татьяна Гуринович выступила с инициативой провести круглый стол на тему «Внедрение Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения».

На предложение охотно откликнулись первый заместитель главы администрации города Татьяна Васильченко, депутаты Думы города, они же педагоги по профессии Наталья Остроумова и Галина Жуковская, заведующий отделом образования Людмила Брацыхина, педагоги, ученики и родители.


Невинномысск — лидер рейтинга муниципальных систем образования края

Министерство образования Ставропольского края определило рейтинг муниципальных систем образования за 2009-2010 гг. Критерии, по которым была составлена объективная картина результативности деятельности органов управления образованием, показали, что среди 35 территорий Ставрополья Невинномысск занимает первое место; в городе действует эффективная, постоянно развивающаяся система образования.

Этой приятной информацией открыла работу круглого стола Т. Васильченко. Основной составляющей образования является его качество. Как и прежде, оно определяется результатами олимпиад, баллами ЕГЭ, успехами в дополнительном образовании, организованным летним отдыхом и пр. За каждой, даже маленькой, победой ученика в любой сфере стоит колоссальный труд учителей, руководителей школ и, конечно же, самих школьников, отметила Т. Васильченко.

26 миллионов детей и подростков, живущих в нашей стране, должны полноценно развиваться, расти здоровыми и счастливыми, стать её достойными гражданами. Это задача номер один для всех нас
(Президент РФ Д. Медведев)

Последние четыре года путь образовательной системы города был трудным, тернистым, но результативным. Комплексно проблему круглого стола обозначила Л. Брацыхина. Она отметила, что старт так называемой детской теме дал Президент России Д. Медведев, фактически посвятив ей все свое прошлогоднее послание Федеральному собранию. Решать поставленную задачу начали с модернизации образования, без которой не представляется социально-экономического развития всей страны.

Как известно, знания проходят проверку временем, они должны идти в ногу с инновационным развитием страны, новыми информационными технологиями. Расширяется и круг поставленных перед образованием задач, главная из которых — повышение его качества. Для этого необходимо создавать условия, учитывать индивидуальные особенности детей, формировать среду для их успешного развития. При новом подходе к системе образования молодые специалисты стали охотнее идти в школы, в том числе благодаря обновлению материально-технической базы учреждений образования. Все эти факторы позволяют говорить о качественной реализации президентской инициативы «Наша новая школа». Она основывается на пяти принципах: повышение качества образования путем внедрения федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОСов), улучшение здоровья детей, работа с одаренными детьми, работа с инвалидами, соответствие школ новым санитарным нормам.

Вместе с тем, считает Л. Брацыхина, какие бы технологии государство ни внедряло в образование, определяющим звеном в нем остается профессионализм учителя.

Подготовительная работа по внедрению первой ступени федеральных государственных образовательных стандартов показывает, что педагогическое сообщество Невинномысска идет в ногу со временем. Руководители образовательных учреждений правильно реагируют на все инициативы, перестраиваются на новые формы и условия работы, грамотно ставят задачи перед своими коллективами. Большую помощь в этом оказывает «Школа современного руководителя» отдела образования.

Учителя начальных классов сели за парты

Учителя начальной школы Невинномысска 1 сентября встретят новые стандарты во всеоружии. Уже приобретено 32 автоматизированных рабочих места учителя, с помощью которых он может проводить интерактивные уроки, использовать коллекцию медиаобъектов, вести электронный журнал учета знаний.

Одной из первых освоила новый подход в обучении А. Зубрева.

— Этот год был напряженным для тех, кто выпускает 4 класс и набирает первый, — говорит она, — потому что, помимо основной работы, педагоги занимались подготовкой к введению новых стандартов: прошли многочасовые курсы в Ставропольском краевом институте повышения квалификации работников образования, принимали участие в семинарах по программам, реализуемым с 1 сентября. Одним из этапов этой подготовки были родительские собрания в детских садах микрорайона, затем в школе, где мы постарались донести до родителей особенности стандартов нового поколения и их внедрения. ФГОС позволяет каждой школе самостоятельно разработать свою образовательную программу, участвовать в создании рабочих программ по предметам. Причем некоторые способы и приемы работы педагоги МОУ СОШ №20 уже давно применяют. К примеру, развивающее обучение — это и есть развитие универсальных учебных умений у детей, на котором основано обучение по стандартам.

Апробация новых стандартов прошла успешно

На самом деле, подготовка к введению новых федеральных государственных образовательных стандартов началась еще задолго до их всенародного обсуждения. В 2008 году в каждом регионе страны, в том числе и Ставропольском крае, были организованы апробационные площадки. В Невинномысске такой площадкой стал лицей №6. В течение трех лет на его базе отрабатывалась структура освоения образовательной программы начального общего образования. С чем столкнулся коллектив в процессе работы, рассказала С. Денисюк:

— Средний возраст педагогов нашего лицея — 41 год. Это хороший возраст, когда есть определенный опыт и время воплотить свои творческие разработки.

Введение нового стандарта общего образования привнесет в образование целый ряд давно обсуждаемых новаций, обеспечив на системном уровне их согласованное и позитивное воздействие на учебный процесс, образовательный и воспитательный результат
(Председатель Правительства РФ В. Путин)

Самое главное изменение, которое ощутят дети и родители, — введение обязательного дополнительного образования. Если раньше родители сами решали стоит ли отдавать ребенка в кружки, секции и музыкальные школы в индивидуальном порядке, то теперь ребенок будет заниматься внеурочной деятельностью в обязательном порядке — такой, какой пожелает. В Невинномысске уже четко отлажено взаимодействие и тесное сотрудничество с учреждениями допобразования. К примеру, лицей №6 сотрудничает со станцией юных натуралистов, центром детского технического творчества и др. В этом учебном году мы предложили родителям набор из 15 направлений — шахматы, лепка, макраме или хоровое пение... Результаты, уверена, будут хорошие, а часы, введенные в план как внеурочная деятельность, дадут возможность развить таланты детей.

Пока требования о внедрении внеурочной деятельности прописаны только для первоклашек. Станет ли это обязательным при дальнейшем обучении, пока неизвестно, но условия для этого созданы: развитая сеть дополнительного образования в городе позволяет детям заниматься вне школы — в спортшколах, Дворцах культуры, школах искусств, клубах по месту жительства.

Большой опыт по внедрению дополнительного образования в учебный процесс у коллектива МОУ СОШ №7, о чем рассказала Г. Жуковская:

— Отдел образования Невинномысска на протяжении трех лет является краевой экспериментальной площадкой по допобразованию. На базе школы №7 была создана пилотная площадка в рамках краевой. С 2000 г. шла работа по созданию системы допобразования в школе. Работают 22 кружка, а также филиал школы искусств по трем классам (фортепиано, скрипка, аккордеон), заключен договор со станцией юных натуралистов, ДЮСШ №1, ЦДТ. Однако, чтобы у детей была возможность реализовать себя, необходимо расширять эту сеть, увеличивать количество ставок специалистов допобразования, финансируемых из местного бюджета.

— А также спрашивать с каждого образовательного учреждения результаты работы, — дополнила Т. Васильченко. — Прошедший фестиваль детского творчества «Веселая карусель» показал, что уровень подготовки школьных коллективов стал намного выше.

Базисный учебный план по введению и реализации новых стандартов определяет состав не только учебных предметов, но и направлений внеурочной деятельности, осуществляемой во второй половине дня. А это, в свою очередь, требует инновационных подходов к интеграции основного и дополнительного образования, считает С. Кимберг. ФГОС дают возможность школьникам проявлять себя в различных сферах деятельности, в том числе и во внеурочной. Однако возникает вопрос, насколько инфраструктура наших школ позволяет вовлекать в нее целые классы. Тем не менее результат, который предполагают образовательные стандарты — сделать ребенка приспособленным к условиям окружающей реальности, активным, научить черпать необходимые сведения из разных источников информации, — того стоит.

Все великие открытия последних лет сделаны на стыке наук — биофизика, физика-химия, физика-математика. Средствами одного предмета решаются проблемы, возникшие в другой области. Метапредметные знания помогают ребенку стать современным, компетентным человеком
(Э. Герман)

Со своей стороны, Н. Остроумова отметила, что в городе действует положение, которое систему допобразования не только сохранило, но и закрепило в школах. У нас есть возможность использовать и развивать имеющийся опыт, основанный на межведомственных взаимоотношениях.

Учение в течение всей жизни

Напомним: основные претензии учителей и десятков тысяч россиян, подключившихся к обсуждению ФГОСов, сводятся к тому, что нельзя «перекраивать» программу старших классов, переводя русский язык, математику, литературу и остальные общеобразовательные предметы в разряд «по выбору».

Один из тех, кто зааплодировал, почитав еще первый вариант стандарта для старшей школы, — А. Калкаев. Зааплодировал тому, объясняет он, что, наконец-то, Министерство образования России осознало, что выпускнику школы весь объем учебной программы по 13-14 предметам для жизни не пригодится. Разработчики ФГОС выделили шесть предметных групп. Первая группа — это русский язык и литература, а также родной язык и литература, вторая группа — иностранные языки, третья — математика и информатика, четвертая — общественные науки, пятая — естественные науки, шестая — искусство или предмет по выбору. Кроме того, есть три предмета, обязательных для изучения. Это курс «Россия в мире», ОБЖ и физкультура. Таким образом, число предметов в старших классах, изучаемых школьником, сократится до 9-10. У учеников останется время на подготовку самостоятельного исследовательского проекта, что также станет обязательной частью обучения в старшей школе.

Этот принцип позволит организовать профильное обучение на основе доминирующего типа мышления старшеклассника. Так, к примеру, математика для гуманитария нужна только в базовом объеме, необходимом для сдачи экзаменов.

Если вспомнить свое счастливое детство, говорит А. Калкаев, то из 14 предметов, которые вы изучали, какие применялись в жизни? При новом подходе каждый ученик 10 класса выберет девять предметов вместе с обязательными и сконцентрирует свое внимание на них. Если он идет в гуманитарный вуз, то это могут быть история, обществознание, литература, русский язык и математика как обязательные для ЕГЭ, иностранный либо на базовом, либо на профильном уровне. Сам старшеклассник или его родители в каждой группе смогут выбирать, нужны ли ему более подробные занятия по теме или достаточно будет общего знакомства. При этом предельно допустимая нагрузка учеников 10-11-х классов будет составлять не более 37 часов при пятидневном обучении.

Система развивающего обучения, технологии проблемного обучения, другие новаторские методики преподавания, которые «работали» в гимназии №10 уже много лет, являются прочным фундаментом для реализации ФГОСа. Структура госстандарта старшей школы наиболее оптимальна. В ней определены требования к личностным результатам обучения, которые будут формироваться на основе метапредметных и предметных связей. Другими словами, если раньше учились всему понемножку, а для жизни эти знания не всегда требовались, то теперь школьника надо вооружить способами, приемами получения знаний. Выйдя из школы, он должен владеть универсальными учебными действиями: способом получения, обработки, анализа информации и т.д. Общее образование обретает практическую направленность. Это поможет в течение всей жизни получать необходимую информацию, чтобы легко перестраиваться (в соответствии с экономической обстановкой) с одной профессии на другую.

По статистике, 75% детей в старших классах уже четко определяется с будущей профессией. Введение профильного обучения позволяет оптимально расходовать силы и получать те знания, которые нужны
(А. Кондаков, гендиректор ОАО «Издательство «Просвещение», член-корреспондент Российской академии образования, доктор педагогических наук)

На практике технологии обучения, прописанные новым стандартом, применяет Э. Герман.

— Родители должны осознать, что ребенок сегодня учится в совершенно других политических, экономических, ментальных условиях, другой интеллектуальной среде, — говорит она. — Учиться по-старому дети больше не могут, не будут. Это им не полезно. Они должны научиться самостоятельно добывать знания. В нашей гимназии педагоги готовы работать по-новому. Коллектив способен работать с одаренными детьми, помогать тем, кто пока не очень успешен, давать высокий результат по ЕГЭ, одновременно занимаясь развитием способностей детей, создавая богатое портфолио ученика. От родителей требуется понимание, конструктивное сотрудничество, желание вникнуть в суть процесса. Образ ученика, нарисованного ФГОСом, практически идеален. При этом нагрузка на учителя возрастает вдвое. Поэтому, считаю, что нужно стимулировать труд учительства, способного реализовать свои интеллектуальные, профессиональные ресурсы. Это возможно сделать через гранты главы города, гранты по приоритетному нацпроекту «Образование» и другие материальные поощрения.

Мотивация в обучении — залог профессиональных достижений

Образовательные стандарты второго поколения отвечают реальному запросу современного общества для выбора будущей профессии. Они позволяют старшекласснику наиболее полно использовать предложенные школой ресурсы. Пока очень небольшой процент выпускников школ ориентируется на будущую профессию. Многие выбирают ее наугад и чуть ли не в последний момент, а это, конечно, влияет на мотивированность обучения.

Одной из участниц круглого стола Ю. Поздняковой совсем скоро предстоит сдавать ЕГЭ. О том, как происходил ее выбор и определение будущей деятельности, она и рассказала:

— При выборе предметов ЕГЭ я ориентировалась на профильные предметы вуза, в который планирую поступать. Себя вижу в гуманитарной области, но так как учусь в физико-математическом классе, приходится большую часть времени уделять точным наукам. В нашей действительности нужно всегда иметь запасной вариант. Это относится и к выбору вуза.

Как заметила Н. Остроумова, на вопрос, кем хотите стать, Юля ответила, что видит себя гуманитарием. Она не указала на узкую область, к примеру, юриспруденцию, а определила для себя достаточно широкий круг возможностей.

При этом девочка учится в лицее с углубленным изучением естественно-научных предметов. Как гуманитарий попал на физмат? Здесь, как и во многих случаях, выбор был сделан родителями. Но этот факт Юля обратила в свою пользу. Она пошла трудным, но верным путем: осваивает способность работать в предмете (физика, математика), а полученные способы и приемы изучения предмета использует в гуманитарной области. Это и есть наглядная иллюстрация того, как ФГОС решает метапредметный подход к обучению, сделала заключение Н. Остроумова.

— Не всегда институт и образование определяют будущую работу, — подключилась к обсуждению темы Н. Сизова.

По статистике, только 22% выпускников вузов работает по специальности. Более того, современному человеку в быстро меняющемся мире свойственно менять свою профессию каждые 5-8 лет.

В современном мире профессиональные знания — это дорога в нормальную жизнь. И выбор этот должен быть осознанным
(Л. Поляков, заместитель декана факультета политологии Высшей школы экономики)

Вопрос дальнейшего профобразования волнует родителей И. Гуляеву и М. Хрипкову. У одной — ученик выпускного класса, у другой — средней и начальной школы, но обе они согласны с мнением компетентных участников круглого стола, что ФГОС поднимет наше образование на совершенно иную, высшую ступень. Подобные опасения возникали и с введением ЕГЭ, а сейчас это возможность поступить в самый престижный вуз, причем даже на бюджетной основе. Нужно только, чтобы хорошее начинание не утонуло в бесконечной череде изменений, дополнений и, наконец, не погибло. Вместе с тем задумываешься, говорит И. Гуляева, что титанический труд педагогов — заложить базу, научить ею пользоваться, развивать — ребенок переносит дальше в вуз. Получив профессиональное образование, будет ли он востребован на рынке труда?

С. Гребенникова, куратор профильного образования отдела образования, отметила, что ежегодно представители вузов приезжают в Невинномысск и рассказывают о возможностях, которые имеют студенты. В большинстве вузов есть структура, которая занимается трудоустройством выпускников. Кроме этого, некоторые компании, в частности, «ЕвроХим», готовы выделять целевые места для выпускников школ. Это предполагает не только поступление в профильный вуз, но и место работы после окончания. Такие целевые наборы идут и на пед-, медспециальности. Образование и здравоохранение Невинномысска заинтересовано, чтобы молодые специалисты возвращались в город — в больницах и школах достаточно вакантных мест.

Т. Васильченко подчеркнула, что по предложению администрации города Дума разработала положение о предоставлении материальной помощи на возмещение затрат за съем жилья для молодых, а также приглашенных специалистов и еще ряд доплат. Сегодня Невинномысск является еще и площадкой по развитию индустриального технопарка, поэтому рабочие и инженерные специальности у нас востребованы, как никогда.

ФГОС — предмет для диалога

Разговор о стандартах второго поколения был вызван обеспокоенностью невинномысцев: как новая система образования скажется на их детях, внуках? Как выяснилось, профессиональный потенциал педагогического сообщества Невинномысска достаточно высок. Однако, как отметила Н. Остроумова, обеспокоенность есть у представителей законодательной и исполнительной власти города, курирующих сферу образования.

— Мы подходим только к первой, начальной ступени внедрения стандартов. К 2020 году нужно решить все задачи, без которых невозможно в полной мере реализовать новые стандарты образования. Это задачи по капитальному ремонту и переоснащению школ. Новые требования гласят, что «для удовлетворения биологической потребности в движении независимо от возраста обучающихся рекомендуется проводить не менее трех уроков физической культуры в неделю, предусмотренных в объеме максимально допустимой недельной нагрузки. Заменять уроки физической культуры другими предметами не допускается». Хорошая идея, но при отсутствии реальных условий она вызывает дополнительную тревогу для нас, управленцев, — отмечает Н. Остроумова. — Тем не менее оставлять систему российского образования в том состоянии, в котором она была около 20 лет, невозможно.

Завершая работу круглого стола, Т. Васильченко отметила, что администрация города, отдел образования делают все возможное, чтобы образовательный процесс был качественным, плодотворным. Но не всегда решения, которые принимаются «наверху», совпадают с нашим мнением и возможностями. Бывает и так, что принимаемые на федеральном, краевом уровне обязательства носят лишь декларативный характер. Несмотря на это, администрация и Дума города стараются с каждым годом увеличивать расходы на образование из бюджета города. Первое место в рейтинге муниципальных систем образования — лучшая иллюстрация тому, что мы на верном пути, сказала Т. Васильченко и поблагодарила руководителей образовательных учреждений, их коллективы за колоссальный труд, пожелала педагогическому сообществу города здоровья, творческих успехов и достижений.

 

120520112120520113120520114

120520115120520116

Общественная безопасность

 

GOCS

antiterror

stop_narkotik

Южный военный округ